Сегодня случилось инсультов: 484
Собрали 10000 руб
Телефон горячей линии по инсульту 8 800 707 52 29

Нарушения речи после инсульта

 

После возращения из стационара домой, человек после инсульта и его родственники могут встретить в выписке два речевых диагноза: афазия или дизартрия. Вера Викторовна Панарина, логопед высшей категории, афазиолог, специалист по восстановлению речи глотания у взрослых после повреждений ЦНС рассказывает подробнее, что это за диагнозы, и объясняет, как восстановить речь после инсульта.

Афазия и дизартрия

Афазия – нарушение речи, которое возникает из-за поражения коры головного мозга. Она характеризуется нарушением в разной степени всех речевых умений: возможности говорить, понимания речи (для таких пациентов наша речь звучит как иностранный язык), чтения и письма.

Второй речевой диагноз, который встречается в выписке, – дизартрия. В отличии от афазии, эти нарушения затрагивают только произнесение слов, их четкость и темп. Понимание речи, письмо и чтение у людей с дизартрией сохранено.

Как разговаривать с близким после инсульта, если он плохо понимает вашу речь или сам плохо говорит

  • Самое главное – не прекращать общение с человеком.
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, сидя рядом с кроватью, взяв близкого за руку и установив зрительный контакт.
  • Говорите тихим спокойным голосом, в медленном темпе. Улыбайтесь при общении.
  • Говорите простыми короткими фразами. Задавайте вопросы, не требующие от человека развернутых ответов. Он должен суметь ответить на вопрос жестом или словами «Да» или «Нет».
  • Не торопите близкого с ответом. Человеку нужно время: включиться в беседу, понять вопрос, ответить на него.
  • Если вы не понимаете, что хочет человек, предложите ему нарисовать этот предмет.
  • Если вы хотите узнать, что хочет неговорящий человек на обед, покажите ему на выбор несколько продуктов (или их изображений, например, в смартфоне). Пусть он сам выберет и покажет вам пальцем.
  • В общении с неговорящим и плохо понимающим речь человеком используйте жесты и мимику.
  • Если близкий не понял вопрос, повторите его. Может потребоваться несколько повторений. Имейте терпение, не раздражайтесь.
  • Никогда не перескакивайте с темы на тему. Введите человека в контекст, скажите, о чем или о ком вы хотите рассказать. И если по реакции человека видно, что он понял, продолжите рассказ.
  • Обязательно рассказывайте близкому о своих делах, делах семьи. Рассказывайте хорошие новости. Не надо говорить о вещах, способных вызвать негативные переживания.

Сроки, принципы и методы восстановления речи

Начинать работу по восстановлению речи после инсульта желательно как можно раньше, как только общее состояние пациента станет более или менее стабильным.

Сроки восстановления речи индивидуальны для каждого человека и зависят от объема поражения и компенсаторных возможностей головного мозга. Период восстановления речи может протекать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Восстановлением речи после инсульта занимается логопед. На первых занятиях он проводит комплексное обследование, составляет программу восстановительного обучения. Методы восстановительного обучения выбирает специалист. Выбор методов зависит от формы афазии, степени выраженности дефекта.

Занятия должны быть дозированными по времени, не должны утомлять человека, вызывать отрицательных эмоций. Для достижения лучшего и скорейшего результата, родственники пациента должны принимать посильное участие в восстановительной работе: выполнять рекомендации логопеда, помогать человеку с домашними заданиями.

Что можно делать самостоятельно

Если у вашего родственника нарушения понимания речи, попросите выполнить простые инструкции. Инструкции должны быть вписаны в контекст ситуации:

– во время обеда попросите близкого передать вам хлеб, взять ложку, взять салфетку, вытереть губы;

– во время утреннего туалета попросите человека причесаться, взять с полки зубную пасту;

– во время отдыха – включить или выключить телевизор, достать тетрадь, передать книгу.

Предметы должны быть в поле зрения человека. Если он не понимает смысла инструкции, попытайтесь дать более распространенное объяснение: «Дай мне книгу. Книгу мы будем читать, у книги есть страницы, ее можно листать». Нужно научить человека вслушиваться в речь говорящего. Говорить нужно спокойно, тихо, ни в коем случае не раздражаясь. Если необходимо — повторить инструкцию несколько раз.

Показывайте предметы в комнате или изображения предметов на картинках. На начальном этапе лучше показывать по одной, названной вами картинке. Если человек легко справляется с таким заданием, просите его показать серию предметов или картинок из 2-4 элементов, например, «окно–дверь–стол».

Предлагайте соединить слово и предмет. Напишите на карточках слова и попросите разложить их под соответствующие картинки. Потом просите написать эти слова в тетради под диктовку или по памяти и назвать картинки.

Вместе читайте или прослушивайте короткие рассказы. Потом просите человека ответить на вопросы и пересказать.

Пишите диктанты из слов, коротких фраз, числовые диктанты.

Начинайте с легких заданий. Если человек не справляется с заданием, отложите его, займитесь более понятной и легкой деятельностью.

Если ваш родственник не говорит

Пойте вместе с человеком его любимые песни, а не просто включайте музыку. Не уходите заниматься своими делами. Надо сесть рядом и запеть, жестом предлагая близкому подхватывать. Пусть сначала это будет просто мелодия, постепенно человек начнет произносить слова текста. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним.

Вместе читайте любимые стихи близкого.

Вспоминайте пословицы и поговорки. Произносите медленно начало поговорки, на предпоследнем слове интонацией и жестом просите близкого закончить фразу. Например, «Делу время, потехе … (интонация идет вверх, пауза) …час». На первых порах у человека может не получаться закончить фразу самостоятельно, закончите ее вместе с ним.

Проговаривайте автоматизированные ряды (числовой ряд 1-10, дни недели, месяца года). Попробуйте перечислять цифры по очереди: первую цифру — вы, вторую — он.

Отберите несколько значимых для человека старых фотографий. Рассмотрите их вместе, назовите родственников и друзей на фотографии, пусть он попробует повторить их имена.

Играйте в лото, карты, домино, особенно если ваш родственник любил эти игры раньше.

Чтобы преодолеть нарушения нейродинамического компонента психической деятельности, полезно делать задания, которые требуют концентрации внимания и способствуют переключению с одной операции на другую:

– найди отличия;

– дорисуй до конца строчки чередующиеся фигуры;

– скопируй фигуру;

– дорисуй недостающие детали;

– сложи головоломку.

Попросите своего логопеда составить список пособий для самостоятельной работы. Сейчас издаётся много хороших пособий, существенно облегчающих жизнь и родственникам, и логопедам.

Дозируйте нагрузку, не допускайте переутомления близкого. Старайтесь при общении с человеком всегда быть спокойным, позитивным, терпеливым. Занятия должны вызывать только положительные эмоции.

Чего не стоит делать при общении с близким

  • Кричать, говорить громко, как будто он глухой.
  • Передразнивать речь человека, повторять за ним его ошибки.
  • Высмеивать близкого.
  • Говорить с человеком как с маленьким ребенком. Ваш близкий — взрослый человек.
  • Обсуждать человека в его присутствии, даже если вам кажется, что он не понимает речь. Люди очень тонко чувствуют интонации.
  • Обвинять близкого в своей болезни, во всех свалившихся на вас несчастьях. Человек может уйти в депрессию, и тогда восстановление будет более трудным.
  • Лишать человека самостоятельности. Поощряйте любое действие. Давайте близкому в руку ложку во время еды, зубную щетку во время утреннего туалета. Не опекайте человека чрезмерно.
Если у вас остались вопросы, позвоните на горячую линию по инсульту 88007075229.

Этот материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.

Смотрите также

yandex_pay_logo sber_pay_logo sbp_logo
Это для того, чтобы с вами связаться