Как и у взрослых, реабилитация у детей после инсульта должна начинаться, как только состояние ребенка это позволяет. Восстановление и прогресс, которого добивается каждый ребенок, уникальны и зависят от множества обстоятельств. Не существует стандартной программы реабилитации после инсульта, которая помогает всем. Подробнее объясняет Екатерина Викторовна Клочкова, врач-педиатр, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация».
Современный подход к реабилитации предполагает, что детям после инсульта нужна длительная реабилитационная поддержка. Ребенок растет и перед ним стоят все новые и новые задачи развития, поэтому в течение всего времени взросления реабилитационная команда должна помогать ему осваивать все новые и новые активности. Программа реабилитации может начинаться еще в больнице сразу после инсульта, проходить в реабилитационном центре, дома, в детском саду или школе.
В мире сегодня наиболее экологичными и эффективными являются программы реабилитации, которые длятся непрерывно. Кроме этого, они могут дополняться курсами реабилитации, которые все чаще организованы не в реабилитационных центрах, а проходят в форме реабилитационных лагерей или секций.
Реабилитация ребенка, у которого был инсульт, во много зависит от возраста, когда возникло поражения мозга, степени нарушения движений и сопутствующих нарушений. Мы знаем, что у большинства детей, перенесших перинатальный инсульт, нарушения крупных движений не очень тяжелые: большинство таких детей осваивают самостоятельную ходьбу и не нуждаются в ходунках или тростях для передвижения. На этом фоне нарушения функции руки у таких детей выглядят более значительными.
Поэтому традиционно усилия родителей и специалистов по реабилитации в большей степени направлены на развитие и поддержку функции руки. Однако даже при таких, казалось бы, незначительных двигательных нарушениях, у детей высокий риск падений, выраженные нарушения походки, они не могут участвовать в большинстве подвижных игр, не справляются с задачами, связанными с быстрым перемещением, лазаньем, прыжками или бегом.
Важно, что по мере взросления ребенка последствия нарушений крупной моторики могут становится все более и более серьезными. Так падения в возрасте 2-3 лет редко приводят к травматизации и требуют лечения, а падения в подростковом возрасте в 30% случаев приводят к травмам, которые требуют лечения. Поэтому поддержание мобильности, тренировка равновесия, эффективности ходьбы, выносливости и снижение риска падений должны оставаться в фокусе реабилитационной помощи даже для детей, которые вполне успешно ходят.
У детей, перенесших инсульт в более старшем возрасте, спектр нарушений крупной моторики более широкий. Это зависит от типа инсульта (геморрагический или ишемический), обширности поражения и еще многих факторов. В целом картина последствий инсульта у детей старшего возраста и подростков напоминает последствия инсульта у взрослых, поэтому и программы помощи таким детям строятся по тем же принципам, что и постинсультная реабилитация взрослых. Поскольку инсульт у детей старшего возраста является редкой патологией, родителям бывает трудно найти реабилитационную команду, которая была бы компетентна в постинсультной реабилитации у детей.
Безусловно, как в случае перинатального инсульта, так и в случаях, когда инсульт произошел после периода новорожденности, все реабилитационные занятия должны учитывать особенности ребенка и не нарушать общепринятых подходов к детской реабилитации. Не допускается использования насильственных методов, не допустим плач и стресс во время занятий, занятия происходят с максимальным использованием игры, спорта, геймификации.
Основной задачей реабилитационной команды должно быть максимальное поддержание мотивации ребенка к освоению новых навыков и необходимых двигательных компонентов, а также использованию освоенных навыков в повседневной жизни. Традиционно постинсультная реабилитация включает физическую терапию, эрготерапию, ортезирование верхней конечности и нижних конечностей, альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК), поддержку психолога, педагога, а также занятия с нейрологопедом для восстановления глотания, жевания и безопасного приема пищи и жидкости.
В каждом конкретном случае состав специалистов, тип и интенсивность занятий зависят от индивидуальных особенностей случая. Помните, что не существует стандартной программы реабилитации после инсульта или одного стандартного набора упражнений, которые помогут всем!
– Что нужно знать про инсульт у детей
– Что такое перинатальный или младенческий инсульт
– Геморрагические инсульты у новорожденных
– Физическая терапия для детей после инсульта
Этот материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.
Эксперты фонда борьбы с инсультом ОРБИ собрали базу проверенных реабилитационных центров. Вы можете выбрать подходящую клинику по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что лишь треть холестерина поступает в организм извне, изменение качественного состава рациона помогает нормализовать уровень плохого холестерина.
«Статины разрушают печень», «из-за статинов развивается деменция» — такие заявления можно часто услышать от знакомых или прочитать на просторах интернета. Разбираемся с...