Сегодня случилось инсультов: 427
Собрали 49100 руб
Телефон горячей линии по инсульту 8 800 707 52 29

Реабилитация детей после инсульта

 

Как и у взрослых, реабилитация у детей после инсульта должна начинаться, как только состояние ребенка это позволяет. Восстановление и прогресс, которого добивается каждый ребенок, уникальны и зависят от множества обстоятельств. Не существует стандартной программы реабилитации после инсульта, которая помогает всем. Подробнее объясняет Екатерина Викторовна Клочкова, врач-педиатр, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация».

Современный подход к реабилитации предполагает, что детям после инсульта нужна длительная реабилитационная поддержка. Ребенок растет и перед ним стоят все новые и новые задачи развития, поэтому в течение всего времени взросления реабилитационная команда должна помогать ему осваивать все новые и новые активности. Программа реабилитации может начинаться еще в больнице сразу после инсульта, проходить в реабилитационном центре, дома, в детском саду или школе.

В мире сегодня наиболее экологичными и эффективными являются программы реабилитации, которые длятся непрерывно. Кроме этого, они могут дополняться курсами реабилитации, которые все чаще организованы не в реабилитационных центрах, а проходят в форме реабилитационных лагерей или секций.

В любом возрасте реабилитация после инсульта не ограничивается занятиями со специалистами и должна продолжаться дома. Именно поэтому любая современная программа помощи детям, перенесшим инсульт, не может проходить без обучения родителей и других взрослых, от которых зависит повседневная жизнь ребенка.

Реабилитация ребенка, у которого был инсульт, во много зависит от возраста, когда возникло поражения мозга, степени нарушения движений и сопутствующих нарушений. Мы знаем, что у большинства детей, перенесших перинатальный инсульт, нарушения крупных движений не очень тяжелые: большинство таких детей осваивают самостоятельную ходьбу и не нуждаются в ходунках или тростях для передвижения. На этом фоне нарушения функции руки у таких детей выглядят более значительными.

Поэтому традиционно усилия родителей и специалистов по реабилитации в большей степени направлены на развитие и поддержку функции руки. Однако даже при таких, казалось бы, незначительных двигательных нарушениях, у детей высокий риск падений, выраженные нарушения походки, они не могут участвовать в большинстве подвижных игр, не справляются с задачами, связанными с быстрым перемещением, лазаньем, прыжками или бегом.

Важно, что по мере взросления ребенка последствия нарушений крупной моторики могут становится все более и более серьезными. Так падения в возрасте 2-3 лет редко приводят к травматизации и требуют лечения, а падения в подростковом возрасте в 30% случаев приводят к травмам, которые требуют лечения. Поэтому поддержание мобильности, тренировка равновесия, эффективности ходьбы, выносливости и снижение риска падений должны оставаться в фокусе реабилитационной помощи даже для детей, которые вполне успешно ходят.

У детей, перенесших инсульт в более старшем возрасте, спектр нарушений крупной моторики более широкий. Это зависит от типа инсульта (геморрагический или ишемический), обширности поражения и еще многих факторов. В целом картина последствий инсульта у детей старшего возраста и подростков напоминает последствия инсульта у взрослых, поэтому и программы помощи таким детям строятся по тем же принципам, что и постинсультная реабилитация взрослых. Поскольку инсульт у детей старшего возраста является редкой патологией, родителям бывает трудно найти реабилитационную команду, которая была бы компетентна в постинсультной реабилитации у детей.

Безусловно, как в случае перинатального инсульта, так и в случаях, когда инсульт произошел после периода новорожденности, все реабилитационные занятия должны учитывать особенности ребенка и не нарушать общепринятых подходов к детской реабилитации. Не допускается использования насильственных методов, не допустим плач и стресс во время занятий, занятия происходят с максимальным использованием игры, спорта, геймификации.

Основной задачей реабилитационной команды должно быть максимальное поддержание мотивации ребенка к освоению новых навыков и необходимых двигательных компонентов, а также использованию освоенных навыков в повседневной жизни. Традиционно постинсультная реабилитация включает физическую терапию, эрготерапию, ортезирование верхней конечности и нижних конечностей, альтернативную и дополнительную коммуникацию (АДК), поддержку психолога, педагога, а также занятия с нейрологопедом для восстановления глотания, жевания и безопасного приема пищи и жидкости.

В каждом конкретном случае состав специалистов, тип и интенсивность занятий зависят от индивидуальных особенностей случая. Помните, что не существует стандартной программы реабилитации после инсульта или одного стандартного набора упражнений, которые помогут всем!

Материалы по теме:

Что нужно знать про инсульт у детей

Что такое перинатальный или младенческий инсульт

Геморрагические инсульты у новорожденных

Физическая терапия для детей после инсульта

Если у вас остались вопросы, позвоните на горячую линию по инсульту 88007075229

Этот материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.

Смотрите также

yandex_pay_logo sber_pay_logo sbp_logo
Это для того, чтобы с вами связаться