После возращения из стационара домой, человек после инсульта и его родственники могут встретить в выписке два речевых диагноза: афазия или дизартрия. Вера Викторовна Панарина, логопед высшей категории, афазиолог, специалист по восстановлению речи глотания у взрослых после повреждений ЦНС рассказывает подробнее, что это за диагнозы, и объясняет, как восстановить речь после инсульта.
Афазия – нарушение речи, которое возникает из-за поражения коры головного мозга. Она характеризуется нарушением в разной степени всех речевых умений: возможности говорить, понимания речи (для таких пациентов наша речь звучит как иностранный язык), чтения и письма.
Второй речевой диагноз, который встречается в выписке, – дизартрия. В отличии от афазии, эти нарушения затрагивают только произнесение слов, их четкость и темп. Понимание речи, письмо и чтение у людей с дизартрией сохранено.
Начинать работу по восстановлению речи после инсульта желательно как можно раньше, как только общее состояние пациента станет более или менее стабильным.
Сроки восстановления речи индивидуальны для каждого человека и зависят от объема поражения и компенсаторных возможностей головного мозга. Период восстановления речи может протекать от нескольких месяцев до нескольких лет.
Восстановлением речи после инсульта занимается логопед. На первых занятиях он проводит комплексное обследование, составляет программу восстановительного обучения. Методы восстановительного обучения выбирает специалист. Выбор методов зависит от формы афазии, степени выраженности дефекта.
Занятия должны быть дозированными по времени, не должны утомлять человека, вызывать отрицательных эмоций. Для достижения лучшего и скорейшего результата, родственники пациента должны принимать посильное участие в восстановительной работе: выполнять рекомендации логопеда, помогать человеку с домашними заданиями.
Если у вашего родственника нарушения понимания речи, попросите выполнить простые инструкции. Инструкции должны быть вписаны в контекст ситуации:
– во время обеда попросите близкого передать вам хлеб, взять ложку, взять салфетку, вытереть губы;
– во время утреннего туалета попросите человека причесаться, взять с полки зубную пасту;
– во время отдыха – включить или выключить телевизор, достать тетрадь, передать книгу.
Предметы должны быть в поле зрения человека. Если он не понимает смысла инструкции, попытайтесь дать более распространенное объяснение: «Дай мне книгу. Книгу мы будем читать, у книги есть страницы, ее можно листать». Нужно научить человека вслушиваться в речь говорящего. Говорить нужно спокойно, тихо, ни в коем случае не раздражаясь. Если необходимо — повторить инструкцию несколько раз.
Показывайте предметы в комнате или изображения предметов на картинках. На начальном этапе лучше показывать по одной, названной вами картинке. Если человек легко справляется с таким заданием, просите его показать серию предметов или картинок из 2-4 элементов, например, «окно–дверь–стол».
Предлагайте соединить слово и предмет. Напишите на карточках слова и попросите разложить их под соответствующие картинки. Потом просите написать эти слова в тетради под диктовку или по памяти и назвать картинки.
Вместе читайте или прослушивайте короткие рассказы. Потом просите человека ответить на вопросы и пересказать.
Пишите диктанты из слов, коротких фраз, числовые диктанты.
Начинайте с легких заданий. Если человек не справляется с заданием, отложите его, займитесь более понятной и легкой деятельностью.
Пойте вместе с человеком его любимые песни, а не просто включайте музыку. Не уходите заниматься своими делами. Надо сесть рядом и запеть, жестом предлагая близкому подхватывать. Пусть сначала это будет просто мелодия, постепенно человек начнет произносить слова текста. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним.
Вместе читайте любимые стихи близкого.
Вспоминайте пословицы и поговорки. Произносите медленно начало поговорки, на предпоследнем слове интонацией и жестом просите близкого закончить фразу. Например, «Делу время, потехе … (интонация идет вверх, пауза) …час». На первых порах у человека может не получаться закончить фразу самостоятельно, закончите ее вместе с ним.
Проговаривайте автоматизированные ряды (числовой ряд 1-10, дни недели, месяца года). Попробуйте перечислять цифры по очереди: первую цифру — вы, вторую — он.
Отберите несколько значимых для человека старых фотографий. Рассмотрите их вместе, назовите родственников и друзей на фотографии, пусть он попробует повторить их имена.
Играйте в лото, карты, домино, особенно если ваш родственник любил эти игры раньше.
Чтобы преодолеть нарушения нейродинамического компонента психической деятельности, полезно делать задания, которые требуют концентрации внимания и способствуют переключению с одной операции на другую:
– найди отличия;
– дорисуй до конца строчки чередующиеся фигуры;
– скопируй фигуру;
– дорисуй недостающие детали;
– сложи головоломку.
Попросите своего логопеда составить список пособий для самостоятельной работы. Сейчас издаётся много хороших пособий, существенно облегчающих жизнь и родственникам, и логопедам.
Дозируйте нагрузку, не допускайте переутомления близкого. Старайтесь при общении с человеком всегда быть спокойным, позитивным, терпеливым. Занятия должны вызывать только положительные эмоции.
Этот материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.
Эксперты фонда борьбы с инсультом ОРБИ собрали базу проверенных реабилитационных центров. Вы можете выбрать подходящую клинику по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что лишь треть холестерина поступает в организм извне, изменение качественного состава рациона помогает нормализовать уровень плохого холестерина.
«Статины разрушают печень», «из-за статинов развивается деменция» — такие заявления можно часто услышать от знакомых или прочитать на просторах интернета. Разбираемся с...