Инсульт у ребенка меняет жизнь всей семьи. Родителям важно не только решить вопросы с лечением и реабилитацией, но и понять, как ребенок может продолжить учебу. Рассказываем, на какие специальные условия и льготы можно рассчитывать в разных ситуациях.
Дети, которые находятся на длительном лечении на дому и в медицинских организациях, могут получать начальное общее, основное общее и общее среднее образования (ст 41, 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Формулировка «длительное лечение» значит, что ребенок находится в больнице или на реабилитации более 21 дня.
Образовательная деятельность помимо ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулируется Порядками, которые утверждают образовательные программы разного уровня обучения:
— начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— дополнительных общеобразовательных программ.
Обучение детей во время длительного лечения организуется по указанным выше общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей). Обращение нужно подать по специальной форме — она установлена в приложении № 3 к «Порядку регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей…».
Дошкольное образование
Занятия с дошкольниками могут проходить в малой группе (максимум 5 человек) или индивидуально в больничной палате у кровати ребенка. Как будут организованы занятия, зависит от тяжести состояния ребенка, рекомендаций врача, наличия или отсутствия карантинных мероприятий в лечебном учреждении.
Если занятия проходят в группах, детей должны поделить по возрасту:
— младшая — 2-3 года;
— средняя — 4-5 лет;
— старшая — 6-7 лет.
Если в отделении находится мало детей дошкольного возраста, образовательный процесс может быть организован в разновозрастной группе.
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
Образовательная организация издает акт о приеме ребенка на время его лечения в течение трех рабочих дней после получения письменного заявления одного из родителей (законных представителей).
После этого родителей (законных представителей) должны ознакомить со следующими документами:
— индивидуальным учебным планом;
— расписанием занятий, согласованным с медицинской организацией;
— календарным учебным графиком.
В течение 7 дней со дня поступления заявления образовательная организация должна направить в орган местного самоуправления уведомление об организации обучения в медицинском учреждении.
Обучение детей во время длительного лечения может проходить в очной, заочной, очно-заочной формах. Допускается и сочетание разных форм обучения.
Бывают ситуации, когда длительное лечение совпадает по времени с промежуточной, итоговой или государственной итоговой аттестацией. Если ребенок в состоянии выдержать дополнительную нагрузку, родители (законные представители) могут обратиться в госпитальную школу или другую образовательную организацию по своему выбору, чтобы ученик сдал экзаменационные или контрольные работы.
При выписке домой родителям выдадут справку об обучении по образцу, который образовательная организация устанавливает самостоятельно. В справке будут указаны сроки обучения и результаты освоения образовательных программ по каждому предмету. Справку подписывает и заверяет печатью руководитель образовательной организации.
Когда длительное лечение заканчивается, образовательная организация издает акт об отчислении ребенка из образовательной организации.
Если в медицинском учреждении есть программы дополнительного образования, дети и подростки могут участвовать в регулярных или разовых внеурочных мероприятиях: онлайн-экскурсиях, фестивалях, мастер-классах. Часто такие возможности появляются благодаря поддержке волонтеров и социальных партнеров медицинских организаций.
Госпитальные школы
В России действует проект «Учим.Знаем». Команда проекта оказывает методическую поддержку лечебным и образовательным учреждениям, а также организует на базе медицинских организаций школьный пространства – госпитальные школы. В госпитальных школах занятия с детьми проводят специально обученные педагоги, которые прошли профессиональную переподготовку.
Госпитальные школы открыты уже во многих регионах, их перечень можно найти официальном сайте проекта. Флагманская площадка находится в Москве — специализированное структурное подразделение Школы №109 работает на базе нескольких федеральных медицинских организаций города и области, в том числе на базе Морозовской детской городской клинической больницы.
После выписки из больницы ученику с ограничениями возможностями здоровья или инвалидностью могут потребоваться специальные образовательные условия. Вот какие существуют виды спецусловий:
Потребность в специальных образовательных условиях должна быть прописана в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида — в специальном разделе «Мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации». Чтобы внести в ИПРА запись о спецусловиях, нужно получить заключение о необходимости проведения мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.
Такое заключение выдает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Чтобы получить заключение, надо обратиться территориальную ПМПК и предоставить следующие документы:
В течения 5 дней с подачи документов родителей (законных представителей) проинформируют о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.
В заключении комиссии будет указана следующая информация:
— необходимость в создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
— рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Заключение комиссии — это основание для создания органами исполнительной власти субъекта (органами местного самоуправления) в сфере образования и образовательной организацией рекомендованных условий для обучения и воспитания детей.
После получения заключения его необходимо предъявить в образовательное учреждение для создания специальных образовательных условий, указанных в документе. Если информацию о спецусловия надо отразить в ИПРА, необходимо предъявить заключение в бюро медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности.
Заключение ПМПК также потребуется, если ребенку необходимо создать специальные условия для прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА-9 и ГИА-11).
Чтобы получить такое заключение, родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося или самому обучающемуся (если ему исполнилось 18 лет) надо обратиться с заявлением на создание специальных условий сдачи ГИА (формы заявлений утверждены приложениями № 4 и 5 Письма Министерства просвещения РФ от 25 февраля 2019 г. № 07-1267) и предоставить следующие документы:
Обучающимся на дому необходимо дополнительно предоставить документы:
Заключение составляется по результатам обследования. В нем должны быть указаны специальные условия, необходимые для сдачи ГИА. Заключение обязательно для исполнения при предъявлении в образовательную организацию.
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства:
Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией. Ее размер — не менее 10% от общего количество мест для приема. Количество мест для приема в рамках особой квоты по каждому направлению подготовке должно быть указано на официальном сайте образовательной организации, а также предоставлено поступающему в приемной комиссии.
Для поступления в вуз по квоте необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, которую выдают федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Эксперты фонда борьбы с инсультом ОРБИ собрали базу проверенных реабилитационных центров. Вы можете выбрать подходящую клинику по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что лишь треть холестерина поступает в организм извне, изменение качественного состава рациона помогает нормализовать уровень плохого холестерина.
«Статины разрушают печень», «из-за статинов развивается деменция» — такие заявления можно часто услышать от знакомых или прочитать на просторах интернета. Разбираемся с...