Медиа про образование и воспитание детей «Мел» вместе с фондом ОРБИ и психологом Ольгой Марей рассказывают, как помочь детям в ситуации, если с кем-то из близких случился инсульт.
Инсульт, как правило, происходит внезапно, поэтому взрослые оказываются совершенно не готовы к этому. Более того, часто люди надеются, что инсульт быстро можно будет вылечить, последствия окажутся минимальными, а человек останется после выздоровления таким, как прежде.
Из-за этого все члены семьи испытывают целый спектр чувств: и страх, и надежда, и вина, и отчаяние, и разочарование, и чувство брезгливости (да-да, давайте говорить честно, инсульт внешне меняет людей).
Ребенок чувствительно относится к настроению в семье, поэтому его настроение тоже может быть очень переменчиво. Он может замкнуться в себе, а может, наоборот, начать требовать внимания, капризничать, закатывать истерики, у него могут появиться ночные страхи. Если это подросток, все проявления непростого возраста могут усилиться.
Иногда бывает обратная ситуация — ребенок как бы «взрослеет», затихает. Как ни парадоксально это звучит, но это не лучший сценарий для семьи. Такое поведение может означать, что у ребенка нет доверия к близким взрослым, чтобы выразить негативные эмоции и собственную уязвимость. Возможно, в семье поощряются только успех и сила. Тогда ребенок не будет делиться своими переживаниями, блокируя их в себе.
Если вы заметили, что это происходит в вашей семье, постарайтесь аккуратно разговорить ребенка, выяснить, что именно беспокоит его больше всего. Важным для взрослых становится обозначение собственных чувств, тогда и ребёнок сможет перенять этот опыт и лучше понять свои собственные эмоции. В крайнем случае, можно обратиться к детскому психологу, который поможет «проиграть» ситуацию.
Желание защитить детей от плохих новостей естественно и, разумеется, говорить с детьми о болезненных вещах бывает очень трудно. Но объяснять ребенку, что произошло, нужно обязательно и как можно быстрее, чтобы он проживал это событие вместе с семьей. Самые большие сложности случаются, если взрослые считают, что с детьми не надо говорить на такие сложные темы, как болезнь близкого. Бывают и полярные варианты: когда взрослые ничего не объясняют, думая, что детям и так все понятно само собой.
Не молчите — рассказывайте, разговаривайте и объясняйте. Как можете, как умеете, хотя, конечно, лучше, как можно проще и яснее. Если сами не до конца понимаете, так и скажите об этом честно. Предложите ребенку, например, вместе погуглить недостающую информацию. Важно, чтобы ребёнок понимал, что он может обсуждать с вами состояние близкого человека и задавать вопросы.
Сказать о случившемся должен самый близкий ребенку человек, которому он доверяет. Есть еще один вариант, если детей в семье несколько: рассказать о ситуации старшему (подростку, например) и попросить его пояснить все младшему. Так вы увидите, насколько старший смог понять, что происходит, а для младшего объяснение будет более простым, детским.
Чем ребенок младше, тем сложнее ему понять, что именно произошло и изменилось. Ребенок может почувствовать себя виноватым. Это происходит из-за внутреннего тревожного напряжения: доказано, что детям в возрасте до 12-13 лет свойственно в таких неопределенных ситуациях принимать вину на себя.
Задача родителей — не допустить этого. Детям можно сказать: «Дедушка/бабушка (или кто-то другой близкий) внезапно сильно заболел. Мы все очень хотим, чтобы он скорее поправился, но может так случиться, что этого никогда не произойдет. Вся семья будет стараться помочь ему поскорее выздороветь».
Детям более старшего возраста можно сказать все то же самое, только более подробно. А дальше — слушаем их вопросы и стараемся отвечать, по возможности, честно.
Не надо обвинять перенесшего инсульт близкого при ребенке, даже если к инсульту (как вам кажется) привел его образ жизни.
Стоит предупредить заранее, что у близкого человека может сильно измениться речь (или он вообще будет молчать), выражение лица, что он может внезапно заплакать. Если этого не сделать, дети могут быть шокированы во время первой встречи.
Поддержка родителей, близких людей. Часто в ситуации, когда дома есть тяжелобольной, у родителей не хватает ресурса на это. Принцип пресловутой «кислородной маски в самолете» работает и в этой ситуации: сначала позаботьтесь о себе, потом о ребенке. Это не значит, что ребенка можно на время отодвинуть в сторону. Это снова значит разговаривать и объяснять: почему у вас сейчас нет сил, как именно вам необходимо ухаживать за больным, что ещё вам надо сделать.
Хотя часто качественное времяпрепровождение с ребенком может быть хорошим ресурсом: поход в кино, велопрогулка, катание на санках. Тому члену семьи, на которого падает основная нагрузка в заботе о больном, необходимы переключение и отдых. Дети могут помочь: почитать больному книжку, просто поболтать с ним о чем-то интересном, смешном. Вся эта вовлеченность, совместное проживание нелегкого времени помогает легче справиться с собственными переживаниями и взрослым, и детям.
Если ситуация со здоровьем человека, перенесшего инсульт, критическая (близкая к смертельному исходу), везти или нет в больницу, решать родителям. По своему опыту работы могу сказать, что многие взрослые сожалеют, что в детстве им не дали попрощаться с родными.
Эксперты фонда борьбы с инсультом ОРБИ собрали базу проверенных реабилитационных центров. Вы можете выбрать подходящую клинику по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что лишь треть холестерина поступает в организм извне, изменение качественного состава рациона помогает нормализовать уровень плохого холестерина.
«Статины разрушают печень», «из-за статинов развивается деменция» — такие заявления можно часто услышать от знакомых или прочитать на просторах интернета. Разбираемся с...