Перинатальный инсульт — достаточно распространенное заболевание (1 случай на 1600 человек). А заболеваемость в 17 раз выше, чем частота инсульта у детей более старшего возраста, и аналогична заболеваемости инсультом у взрослых. Подробнее про перинатальный инсульт, его причины и реабилитацию рассказывает Анастасия Евгеньевна Примакова, к.м.н, детский невролог, специалист по работе с детьми нарушениями развития.
Если перинатальный инсульт достаточно распространен, почему же тогда мы не слышим каждый день об этом заболевании? Причина очень проста. Когда инсульт происходит во время беременности, в родах или в период новорожденности (до 28 дня жизни), его последствие — церебральный паралич. Причем чаще всего это нарушение движений только с одной стороны тела, то есть гемиплегия. Поэтому ребенку, который перенес перинатальный инсульт, будет поставлен именно такой диагноз – церебральный паралич.
Несмотря на то, что перинатальный инсульт встречается часто, многие не самые тяжелые случаи диагностируются достаточно поздно. В Великобритании, например, более половины случаем перинатального инсульта выявляются после 6 месяцев ребенка. Только когда становится заметным, что ребенок не берет игрушки одной рукой, родители и врачи при плановых осмотрах начинают бить тревогу. Часто это происходит в 4-5 месяцев. До этого времени взрослые, окружающие ребенка, воспринимают разницу движений в правой и левой стороне тела, как естественную. К сожалению, это значит, что такие дети не получают ранней эффективной реабилитации в самый критический период для восстановления – первые недели после инсульта.
Достаточно часто, когда рождается ребенок с тем или иным нарушением, близкие задаются вопросом о причине. К сожалению, ответить на этот вопрос практически невозможно. Хотя многие недавние исследования устанавливают связь между перинатальным инсультом и различными факторами риска, действующими во время беременности, возникающими в родах или в ранний период после родов, в каждом конкретном случае действует комбинация из нескольких факторов риска.
Сейчас благодаря качественному ведению родов и неонатальной реанимации количество поражений мозга ребенка во время родов и первые часы после родов значительно меньше, чем 10-15 лет назад. Что же касается внутриутробного инсульта, по данным исследований, он связан с факторами, влияющими на течение беременности, и с особенностями самого ребенка — особенностями сосудов и их аномалиями, врожденными заболеваниями сердца, изменением свертываемости крови. Уже после того, как диагноз поставлен, нужно анализировать факторы риска, чтобы исключить повторный инсульта и предотвратить инсульт во время следующей беременностей матери, а не для того, чтобы найти виноватых.
Перинатальный инсульт поражает мозг ребенка еще до того, как у него развиваются базовые двигательные навыки и навыки в других областях развития. В последние месяцы беременности и в первые месяцы жизни мозг ребенка стремительно развивается: формируются связи между нейронами, возникают связи между различными отделами мозга. Механизмы нейропластичности работают в этот период очень интенсивно. С одной стороны, это дает шанс для реабилитации и восстановления после перинатального инсульта. С другой стороны, требует особых подходов к реабилитации, которые учитывали бы механизмы формирования навыков у младенцев.
Что же самое важное для реабилитации после перинатального инсульта?
Раннее начало. Сегодня большинству младенцев, которые родились после не вполне благополучной беременности или родов, проводят исследование головного мозга — УЗИ или МРТ. Любые выявленные поражения мозга — повод немедленно оказывать помощь. Это не означает, что ребенка надо госпитализировать и лечить в больнице! Необходимо начинать эффективную программу домашней реабилитации и раннего вмешательства. Не нужно ждать, когда родители или врач заметят отставание в развитии движений. Реабилитация наиболее эффективна именно тогда, когда позволяет предотвратить нарушения.
Подход, основанный на поддержке развития движений, который учитывает, как движения и другие навыки формируются у ребенка. Наш собственный опыт освоения движений дает понять, что научиться движению можно только, если ты сам его планируешь, выполняешь, исправляешь неточности и ошибки и достигаешь запланированной цели.
Массаж, пассивные движения руками и ногами ребенка не являются эффективными, на них не стоит тратить время и деньги. Многие методы реабилитации, которые еще 20 лет назад считались полезными, сегодня не подтверждают свою эффективность. Просто 20 лет назад никто не проводил достаточно хороших исследований, а реабилитация была больше искусством, а не наукой. Сегодня мы точно знаем, что Войта-терапия, гипербарическая оксигенация, остеопатия, йога, использование терапевтических костюмов (например, костюма Адели) и многие другие методы не являются эффективными!
Цель реабилитации — способность ребенка действовать, выполнять те или иные виды активности. Движение, самообслуживание, коммуникация, игра — все это активности, которые необходимы ребенку сразу и понадобятся в будущем для самостоятельной жизни. Поэтому уже с раннего возраста реабилитация должна быть направлена на развития этих активностей и решение различных задач, стоящих перед ребенком. Не нужно ждать, когда у ребенка восстановится работа руки, или он начнет ходить, чтобы развивать игру или коммуникацию. Игра и коммуникация нужны уже сейчас, без них невозможно нормально развиваться. Поэтому в жизни ребенка, перенесшего перинатальный инсульт, должна быть не только «двигательная» реабилитация, но и эрготерапия, поддержка специалистов по коммуникации и педагогов. То есть ребенку, как и взрослому после инсульта, нужна целая команда специалистов по реабилитации.
Реабилитация ребенка после перинатального инсульта не может быть построена как отдельные курсы с перерывами между ними. Навыки осваиваются непрерывно и поддерживать их развитие нужно тоже непрерывно! Причем большинство навыков ребенок осваивает и использует дома в самой естественной для него среде. Поэтому реабилитация должна включать адаптацию домашней среды, обучение родителей и всестороннюю поддержку использования навыков в повседневной жизни.
Ни одна эффективная реабилитация не может сопровождаться стрессом для ребенка. Говоря простым языком, ребенок не должен плакать на реабилитации. Почему это важно? Цель реабилитации – научить ребенка навыкам и поддержать их использование в повседневной жизни. Механизмы обучения работают только, если человек сконцентрирован на задаче, а это невозможно, если он испытывает стресс! Кроме этого, основа развития младенца — контакт с близким взрослым и поддержка взрослого при взаимодействии с окружающей средой. Эти механизмы тоже нарушаются, когда ребенок плачет, а мама не имеет возможности его успокоить, так как надо проходить реабилитацию. Ни одна современная эффективная программа реабилитации для маленьких детей не может нарушать законов развития ребенка, а значит не должна сопровождаться плачем и стрессом.
Никакое обучение навыкам не будет эффективным, если одновременно с этим не думать о профилактике вторичных осложнений. Для ребенка, перенесшего перинатальный инсульт, это прежде всего контрактуры суставов конечностей. Чтобы избежать их появления, ребенку могут понадобиться ортезы для пораженной руки и ортезы на одну или обе ноги. Для того, чтобы вовремя заметить риск появления контрактур, необходимо, чтобы ортопед, наблюдающий ребенка, регулярно проводил гониометрию суставов пораженной ноги, а эрготерапевт гониометрию суставов кисти.
– Что нужно знать про инсульт у детей
– Геморрагические инсульты у новорожденных
Эксперты фонда борьбы с инсультом ОРБИ собрали базу проверенных реабилитационных центров. Вы можете выбрать подходящую клинику по нескольким параметрам.
Несмотря на то, что лишь треть холестерина поступает в организм извне, изменение качественного состава рациона помогает нормализовать уровень плохого холестерина.
«Статины разрушают печень», «из-за статинов развивается деменция» — такие заявления можно часто услышать от знакомых или прочитать на просторах интернета. Разбираемся с...